Борис Эренбург «Звериный стиль: История. Мифология. Альбом» — скачать
Книга Бориса Эренбурга «Звериный стиль» — это исследование, альбом предметов звериного стиля и сборник мифов уральских народов. Это интересная попытка с помощью современной культурологии, как инструмента исследования, воссоздать картину древней цивилизации.
Роскошный том, хорошо отпечатанный на плотной мелованной бумаге, украшен немалым количеством иллюстраций.
Альбом, сопровождающий основной текст, включает 339 предметов пермского и западносибирского звериного стиля. Все эти предметы из частных коллекций опубликованы впервые. До выхода этого издания наибольшим собранием иллюстраций пермского звериного стиля был альбом В.Оборина, Г.Чагина «Чудские древности Рифея» (1988 г.), в котором было представлено около 170 предметов. Таким образом, книга Бориса Эренбурга «Звериный стиль» является крупнейшим альбомом, вышедшим на Урале.
Качество фотографий и их репродукция на бумаге очень достойные. Однако «Звериный стиль» — не просто альбом, текст в нём не менее значим, чем иллюстрации, к тому же очень увлекателен.
«Звериный стиль: история, мифология, альбом» представляет переложение многочисленных научных источников по теме от специальных работ археологов до культурологических работ В.Проппа, М.Элиаде и других ученых. Эренбург сопровождает источники авторскими литературными реконструкциями, широко используя сборники мифов уральских народов. Книга относится к жанру научно-популярной литературы, поэтому текст читается легко, доступен для всех, не только для специалистов.
Борис Эренбург рассказывает удивительную историю прихода кочевых ираноязычных племен— сарматов и аланов— на Урал и в Западную Сибирь, где они смешались с бьярмами (эти племена наука называет людьми ломоватовской и неволинской культуры, а их потомков — обскими уграми). На Урал сарматы принесли технологии литья металлов и культурный импульс Ирана и Боспорского царства.
Из иранской традиции и греческой мифологиипоявился и продолжил жанровое развитие звериный стиль — по мнению Эренбурга (которое поддерживают многие учёные), этот стиль с некоторыми различиями един для Прикамья и Приобья.
У народов звериного стиля не было письменности, все представления об уральской мифологии базируются на археологических находках и этнографических материалах хантов, манси и коми-пермяков, а также сохранившихся фольклорных источниках. Эренбург восполняет все пробелы и воссоздает космологию, пантеон и систему верований «бьярмов», для чего использует методики западных культурологов — МирчаЭлиаде, Клода Леви-Стросса и прочих — и вписывает средневековый прикамский народ в систему интернациональных архетипов. Он пишет: «Нетрудно обнаружить в средневековой уральской цивилизации ядро мировых культурных импульсов: от сюжетов Гомера до героев Борхеса и Уэллса».
Не только мифология, но и обычаи, политическая система, быт, устройство городов — все это описано автором по этнографическим материалам исследователей традиционной культуры хантов и манси. Перед читателем этой книги предстала картина жизни Биармии-Вису (страны на Вишере), поданная автором буквально в лицах — в ней действуют шаманы, князья и, разумеется, всевозможные божества и духи.
Насколько близка эта картина к реальности прошлого? Ответить сложно. Неслучайно Борис Эренбург заканчивает свой текст признанием: «Наша реконструкция — не истина в последней инстанции, а, скорее, художественный образ уральской цивилизации пермского звериного стиля.
Опубликованные в книге фотографии являют миру множество предметов бронзового литья, каких посетители музеев и специалисты еще не видели. В альбоме представлены редкие, «импортные» для Прикамья вещи— византийская (или согдианская) пряжка с изображением слона, рамка с изображением иранских «Адама и Евы», объемные фигурки сарматских всадников с длинными деформированными в соответствии с древним обычаем черепами.
Огромный интерес представляют изображения лодок с головами драконов, которые были найдены два года назад на Каме в чердынском районе. Как считает автор, это могли быть прототипы скандинавских драккаров и шнеккаров (лодок-драконов и лодок-змей).
Существует подлинный и очень эмоциональный интерес к пермскому звериному стилю, гораздо более активный, чем простое любопытство. Люди жаждут разгадать эту символическую систему и через неё — тайны прошлого, секреты происхождения современных народов и их ментальности. Как написано у Бориса Эренбурга, «в Пермском крае под ногами находится огромный евразийский архив». И нужно согласиться с автором: урало-сибирский звериный стиль и впрямь «крупнейшее художественное явление на территории современной России в эпоху до образования древнерусского государства».
Книга необычного жанра напоминает увлекательное расследование: следственные эксперименты (литературные реконструкции), очные ставки народов и культур, показания письменных источников, свидетельства этнографов и «улики» археологии ведут к разгадкам многих тайн звериного стиля.
Рецензия по материалам газет «Новый Компаньон» (Пермь), «Несекретно» (Пермь), журнала «Читаем вместе» (Москва), сайта Государственной библиотеки искусств (Москва).