Пермский звериный стиль: «коллекция Рериха»
В 1907-08 гг. известный русский художник Н. К. Рерих работал в Перми, расписывая церкви.
«С ранней весны до поздней осени идут работы по росписи главного храма Успенского монастыря и Казанской церкви-усыпальницы Каменских. В Перми в 1907 году работают: Н. К. Рерих, В. И. Васнецов, М. В. Нестеров, В. А. Фролов».
Источник: ЦАГД «Картотека Уральского биографического словаря»
«В 1908 году работы по росписи Казанского храма-усыпальницы Каменских продолжаются. Работают: Н. К. Рерих и В. А. Фролов. Казанская церковь-усыпальница росписью закончена и освещена».
Источник: Государственный архив Пермской области, фонд 431, опись 1, дело 4, лист 7.
Из письма Н. К. Рериха
«В отделе церковных декораций за последние годы были произведены работы: в храме села Пархомовка (имение В.В. Голубева); в храме под Шлиссельбургом на Пороховых заводах; в женском монастыре г. Перми; и в настоящее время в Почаевской лавре. Может быть эти сведения тоже понадобятся».
Письмо Н. К. Рериха в Императорскую Академию художеств 1909 г.
http://uralmagnit.narod.ru/Almanah/Mir_rerihov_3.htm
Но еще более, чем эта роспись церквей, Рериха увлек Пермский звериный стиль, с которым он познакомился впервые.
Он увидел пару десятков пластин ПЗС и зарисовал их, указав размер. Вернувшись в столицу, Рерих не раз вспоминал о загадочных образах, более того, на основе воспоминаний и своих рисунков художник разработал даже эскизы мебели в зверином стиле.
В 2014 году по приглашению Центра Рерихов в Петербурге Борис Эренбург презентовал там книгу о зверином стиле, а позднее представители центра обратились к нам с просьбой восстановить в металле «коллекцию Рериха», т.е. то, что он держал в руках в 1907 году.
Оказалось, что половина того набора безвозвратно утрачена, сохранились только рисунки из альбомов Спицына, да рисунки самого Николая Рериха.
Пермский мастер с говорящей фамилией Демидов взялся за эту сложную работу и по рисункам Рериха, по фотографиям сохранившихся вещей из музеев, полностью восстановил «коллекцию Рериха». Сейчас воссозданные пластины уже в Петербурге.
Здесь часть работ: