Всадники
Всадники в виде антропоморфной фигуры на каком-либо животном были распространены еще в гляденовской культуре — предшественнице ломоватовской. Так в Историческом музее в Москве находится несколько фигур всадников на коне и бронзовый всадник — божество на волке. В эпоху расцвета пермского звериного стиля сюжет усложняется: появляются всадники на гибридах-ящерах, богини на коне и на лосе.
На лосе — небесном звере — божество движется по небосводу и наблюдает за порядком в мире.
Божество на ящере следит за порядком в круговороте душ при контакте с Нижним миром. Ящер представляет собой Нижний мир, глотающий головы-души и извергающий их для нового рождения.
Существует и космограмма, показывающая устройство мира в представлении создателей звериного стиля. Герой находится на двух ящерах, стоящих один на другом. Один из ящеров — рыба, плывет в мировой воде, а на рыбе — собака, которая держит на себе средний человеческий мир. Эта схема повторяет иранские мифы о мироустройстве, где земля держится на быке, а он, в свою очередь, стоит на огромной рыбе.
Подвеска в виде всадника на ящере
Место находки: Пермский край, г. Чердынь
Материал: Бронза
Датировка: VIII — X вв.
Местонахождение: Чердынский краеведческий музей
Одностороннее изображение. Найдена на восточном склоне Вятского городища. (г. Чердынь Пермской обл.). Бронза, литье. ЧКМ-962/9 52
Размер: 35х67 мм
Пермский звериный стиль
Всадник на рыбе
Место находки: Полярный Урал
ЧК
Пермский звериный стиль
Три всадника на рыбе
Место находки: Полярный Урал
ЧК
Пермский звериный стиль
Божество на волке. Бронза.
Место находки: окрестности г.Пермь, Гляденовское костище
III-V вв.
Гляденовская культура Прикамья
Богиня на коне-лосе. Вверху семь лосиных голов, зверь и птица – символы животного мира, которым правит богиня. Ребристая линия, знак воды окружающей землю, замыкает композицию. V-VI вв.
Верхнее Прикамье. Бронза, литье. 70х93 мм.
Пермский краевой музей.
Пермский звериный стиль
1. Космограмма
Божество на двух ящерах. Космограмма показывает устройство мира: в мировой воде, которую изображает ребристая линия, плывет рыба-ящер, на рыбе стоит собака-ящер. На ящерах находится герой, сын бога, покровитель людей. X век.
Схема мироустройства пришла из Ирана. По иранским мифам земля стояла на быке, который держался на огромной рыбе.
Место находки - Сургут, Советский район. Бронза, литье. Размер: 85х44 мм, ЧК.
Полая подвеска в виде двух всадников на ящере
Место находки: Республика Коми, р. Ухта
Материал: Бронза
Датировка: VIII — X вв.
Местонахождение: Государственный Исторический музей
Полая подвеска с объемными фигурами двух людей, сидящих на ящере. (р.Ухта Коми АССР). Бронза, литье. ГИМ-91 652
Размер: 40х122 мм
Пермский звериный стиль