«Чудские древности Рифея»
Среди наиболее ярких и своеобразных явлений в истории духовной культуры Прикамья выделяются произведения так называемого пермского звериного стиля, возникшего на пермской земле и здесь же получившего свое дальнейшее развитие. Название «звериный стиль» достаточно условно. В широком смысле в него входят изображения животных и человека вместе с животными, выполненные в разное время, из разного материала, разными художественными средствами. В более узком смысле к звериному стилю относят предметы металлического художественного литья, основу сюжетов которого составляют образы животных. В этих сюжетах много общего с искусством других племен и народов, населявших значительные территории нашей страны. И в то же время в произведениях пермского звериного стиля есть свои характерные особенности, распространенные главным образом в бассейне Камы и прилегающих землях.
Произведения звериного стиля отличаются разной степенью сложности. Иногда изображения настолько реалистичны, что определить их прототип очень легко. Есть и более сложные изображения фантастических существ, не встречающихся в природе. Например, так называемые ящеры-чудовища с телом ящерицы, клыками хищника или бивнями мамонта; птицы с человеческими головами и люди с головой птицы или лося; птицы с головой хищника с раскрытой пастью-так называемые кричащие птицы.
Кроме одиночных, порой очень сложных изображений, есть и целые композиции: несколько человеколосей, стоящих на ящере; человек на коне в окружении животных и птиц-охотничьи бляхи; люди или одно человеческое лицо в окружении фантастических животных. Расшифровка таких композиций наиболее трудна для исследователя.
Произведения звериного стиля различны по материалу и технике изготовления. Большинство их сделано из меди или сплавов на медной основе. Мастера-литейщики применяли различные приемы: плоское одно-или двустороннее литье, объемное или рельефное литье в жестких (каменных, глиняных, костяных, а может быть, и деревянных) формах. Контур рисунка предварительно наносился на поверхность заготовки, а затем все изображение вырезалось простым ножом. Твердый материал формы требовал от автора лаконичности и законченности композиции, выразительности образа, четких завершенных линий. Иногда в глиняных формах отливали копии ранее сделанных предметов, которые легко можно было оттиснуть в глине благодаря ее пластичности. Наиболее сложные объемные уникальные предметы отливали по восковой модели. Литьем получали как цельнолитые предметы, так и ажурные -с многочисленными отверстиями разных форм и размеров.
Кроме литья, древние мастера использовали и более простые приемы-вырезание фигур из раскованного медного листа, выпуклую чеканку, оттиски металлическим штампом, гравировку и процарапывание рисунка, а также отливку отдельных частей композиции и напайку их на поверхность основной заготовки.
Кроме металла, человек с древнейших времен применял для изготовления предметов искусства и другие материалы-дерево, бересту, кожу, мех, ткани. Они очень редко доходят до нас и сохраняются только в особых условиях, например в торфяниках. Чаще встречаются предметы из кости и глины-плоские и объемные, вырезанные и выточенные на токарном станке, вылепленные от руки, покрытые врезанным и вдавленным орнаментом. Особый вид древнего искусства, в том числе и звериного стиля, наскальная живопись, которую выполняли естественными красками на скалах или стенах пещер. Изредка встречается процарапанный (резной) рисунок на бытовых металлических вещах и драгоценной посуде (например, на иранских и византийских блюдах, которые довольно часто находят на территории Прикамья).
Произведения звериного стиля имели весьма различное назначение в жизни первобытных людей. Изображениями животных и птиц украшали орудия труда и оружие (топоры, кинжалы, мечи, кочедыки для плетения, пряслица-грузики для веретен, рукояти ножей, плетей и других орудий), части конского убранства (удила, псалии, бляшки сбруи и уздечки), бытовые предметы (гребни, ложки, туалетные ложечки-копоушки), части костюма (подвески, пронизки, бляшки головного убора и поясного набора, застежки).
Кроме эстетического значения, эти фигурки и рисунки имели, возможно, и колдовской (магический) смысл и изображали родовых животных-предков-тотемов, предохранявших от действия злых сил. Часть предметов имела общественное значение и символизировала власть родовых и племенных вождей или просто указывала на принадлежность к определенному роду и племени.
Большинство произведений звериного стиля имело культово-религиозное назначение, но использовалось по-разному. Бляшки средних и мелких размеров с отверстиями или ушками для подвешивания, вероятно, служили украшением одежды колдунов-шаманов. Крупные пластины без приспособлений для подвешивания врезались в стволы деревьев или в деревянные изображения идолов, а может, размещались на каких-то подставках на святилищах. Костяные и металлические стержни с окончаниями в виде голов животных и птиц, скорее всего, были жезлами шаманов. Предметами культа были, видимо, и так называемые фигурные кремни-изображения животных, птиц и человека, имевшие иногда выступы или отверстия для подвешивания.
В произведениях звериного стиля воплощены мысли и образы древних людей. Понять эти образы-не просто. Трактовка каждого сюжета вызывает много догадок и споров не только у специалистов-исследователей, но и у всех любителей древнего искусства. Некоторые загадки, скрытые в этих произведениях, можно считать разгаданными, другие еще ждут своего решения. В этом и состоит притягательная сила древнего искусства, этим оно привлекает к себе широкое внимание.
В настоящее время основная коллекция «чудских» древностей собрана в музеях Пермской области: Пермском областном краеведческом музее, Чердынском краеведческом музее имени А. С. Пушкина, музее археологии Пермского государственного университета имени А. М. Горького. Часть произведений звериного стиля находится в центральных государственных хранилищах: Государственном историческом музее, Государственном Эрмитаже, Музее антропологии и этнографии. Отдельные предметы до революции были вывезены за пределы России. Например, некоторые из них хранятся в музеях Финляндии.
В. А. Оборин, Г. Н. Чагин, из альбома «Чудские древности Рифея».